Все, что нужно знать о подкрановых путях предпринимателю

Для передвижения любых грузоподъемных кранов по складской площадке или цеху нужны подкрановые пути. От правильности их выбора, монтажа и обслуживания зависит, насколько экономичной и безаварийной будет эксплуатация крана. Об этих нюансах и пойдет речь.

Типы подкрановых путей

Подкрановые пути делятся на наземные и надземные.

Надземные применяют для мостовых кранов, кран-балок и других спецкранов в цехах или на внешних эстакадах. Их монтируют на стальные или железобетонные подкрановые балки, которые крепят к консолям несущих колонн.

Среди надземных подкрановых путей существуют опорные и подвесные. На опорные кран устанавливают, а на подвесные – подвешивают. И в новых цехах, и в старых можно установить любые конструкции путей, если по расчетам проекта конструкция цеха выдержит нагрузки.

Наземные пути укладывают как в цехе, так и на улице. Их используют для козловых, полукозловых, консольных передвижных кранов и для напольных тележек. При этом для легких козловых применяется шпально-балластное основание, а для более тяжелых козловых используют фундаментные железобетонные основы и балки.

Устройство подкрановых путей

Чтобы организовать подкрановые пути на улице, надо предварительно снять плодородный слой почвы до глины, устроить водоотвод, сделать отсыпку песком, затем щебнем и дресвой. И уже на них укладываются шпалы, рельсы и рельсовые соединения.

Для надземных подкрановых путей габаритные размеры подкрановой балки, на которую крепится рельс, зависят от грузоподъемности крана. Чаще всего используются металлические широкополочные двутавровые балки, ширина полки у которых составляет 200 мм и более. Высота таких балок – от 600 мм и выше.

Характеристики подкрановых путей зависят от технических параметров крана

Рельсы могут быть как специальные крановые – маркировки КР-70, так и узкоколейные Р-24. Для легких конструкций можно использовать металлопрокат квадратного сечения 50*50 мм или 60*60 мм. Способы крепежа у них разные. Квадраты приваривают непосредственно к подкрановой балке. Р-24 для экономии тоже приваривают, но через специальные крепежи. А вот КР-70 собирают только на болтовых соединениях. Это более дорогой, но более надежный способ.

По ГОСТ 4121-96 и ГОСТ Р 53866-2010 основные требования к рельсам подкрановых путей –  горизонтальность, параллельность и прочность, позволяющая выдержать нагрузки от колес крана и рельсовых захватов.

В наземных путях не используются железные подкрановые балки. Вместо них рельсы крепят к шпалам. Зачастую это рельсы Р-65 или Р-43. Расстояние между шпалами зависит от давления на ходовые колеса крана. Обычно оно составляет 500-700 мм.

Для путей козлового крана грузоподъемностью до 10 тонн можно использовать деревянные железнодорожные шпалы. Рельсы к ним крепят специальными железнодорожными гвоздями. И они требуют большого расхода балласта при монтаже.

Свыше 16 тонн необходимы уже железобетонные шпалы, которые должны иметь специальные болтовые крепежи для соединения с рельсами. Монтировать и снимать такие шпалы проще, чем деревянные. И несмотря на дороговизну, они позволяют сократить расход балласта и сэкономить до 40% на эксплуатации путей.

Монтаж подкрановых путей

Качество монтажа и обслуживания подкрановых путей напрямую влияет на безопасность работы крана и его исправность.

Монтировать пути могут только лицензированные компании, которые имеют в штате высококвалифицированных специалистов с допусками Ростехнадзора. Проверить, действительно ли у фирмы есть лицензия, можно по ее номеру на сайте Ростехнадзора.

До подготовки земляного полотна необходимо разработать проект изготовления подкрановых путей. В него включают технические параметры крана, которые указываются в опросном листе при заказе.

Монтировать подкрановые пути могут только лицензированные компании

Проект подкрановых путей учитывает:

  • грузоподъемность крана
  • режим его нагружения
  • пролет крана
  • высоту подъема крана
  • температурный режим эксплуатации и другие важные моменты.

Так, недопустимо ставить кран грузоподъемностью 16 тонн на пути, рассчитанные под кран с грузоподъемностью 10 тонн.

Обязательно согласовываются рельсы, так как они напрямую влияют на исправную работу крана. По правилам зазор между ребордой и краем рельса не должен превышать 10-15 мм.

Перед сдачей подкрановые пути должны пройти нивелировку. По ее результатам составляется документ, отражающий отклонения в допуске по горизонтали и вертикали. Эти данные включают в итоговый «Отчет по подкрановым путям», который описывает, как эксплуатировать и обслуживать подкрановые пути.

Обслуживание подкрановых путей

Характеристики рельсового пути при эксплуатации могут отклониться от первоначальных показателей. Так как кран и рельсы находятся в связке, то все дефекты рельс напрямую влияют на кран и его работоспособность. Если подкрановые рельсы вне допуска, колесо крана будет изнашиваться быстрее. Это угрожает безопасности работы крана.

Своевременное техническое обслуживание позволяет избежать таких ситуаций. В рамках него проводятся проверки болтовых соединений, тупиковых упоров подкрановых путей, проверяется работа конечных выключателей, отклонения самих рельс и проводится ряд других мероприятий. Все рекомендации по обслуживанию включаются в «Отчет по подкрановым путям».

Если пути повреждены

Изношенность или повреждение элементов путей – повод для ремонта. Специалисты рихтуют рельсы по осям и высоте, регулируют стыки, меняют изношенные детали, реставрируют земляное полотно, ремонтируют электрооборудование и проводят комплекс других работ.

Если пути не в допуске, то их необходимо заменить. Для этого разрабатывается новый проект путей. А дальше – все, как при первичном монтаже.

Срок службы подкрановых путей составляет не менее 25 лет. Но иногда их нужно демонтировать раньше. Как правило, это форс-мажорные ситуации. Например, когда пути повело в результате размыва насыпи из-за паводка. Или рельсы деформировал упавший на них кран.

Разобраться в тонкостях обустройства подкрановых путей и правильно их подобрать помогут квалифицированные специалисты. Перед заказом в фирме рекомендую связаться с ее клиентами для оценки качества выполненных ранее работ.

ЕВГЕНИЙ МАСКАЕВ

Эксперт в области машиностроения, промышленного оборудования, предприниматель и просто хороший человек.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *