Уралкомплект

Монтаж мостового крана: 4 шага от проекта до регистрации

Монтаж мостового крана начинается с тщательного изучения места установки, расчетов и нахождения оптимального способа сборки механизма. Монтаж — работа с высоким уровнем опасности и ответственности, которая включает не только производственные этапы.

1. Осматриваемся на месте

Монтаж мостового крана начинается с проекта, а проект – с осмотра помещения.

Первое, на что обращаем внимание, — наличие подкрановых путей. От этого зависит, как будет производиться монтаж моста. Комплексный монтаж предполагает установку сначала подкрановых путей, а затем и сборку непосредственно грузоподъемной техники. Для создания путей мы используем железнодорожные или специальные крановые рельсы, иногда для легких конструкций применяем металлопрокат квадратного сечения. Частичный монтаж  подразумевает мостового крана на уже установленные подкрановые пути. В таком случае обязательно проводим дополнительную нивелировку подкрановых путей.

На основе полученных данных и нормативов, установленных требованиями ГОСТа, СНиПа, РД 10-138-97 и ПБ 10-382, формируется проект производства работ (ППР) – главный документ при монтаже крана. В нем же определяется тип используемой техники и способ самого монтажа.

  • В случае крайне ограниченного пространства применяем поэлементный способ монтажа и осуществляем сборку конструктивных частей не на земле, а непосредственно на рабочей площадке. Для этого все детали поднимаются к месту установки. Алгоритм поэлементной технологии сборки мостового крана выглядит следующим образом: поочередный подъем полумостов и их соединение, монтирование грузовой тележки крана, анализ геометрических размеров конструкции в сборке, установка кабины оператора и запасовка канатов. Этот способ более сложен и применяется чаще всего вынуждено.
  • Гораздо чаще используется крупноблочный способ установки. Эта технология подразумевает монтаж отдельных блочных конструкций на земле. Затем укомплектованные и собранные узлы поднимаем на площадку и собираем в единое целое. Главное требование – наличие необходимого для наземной сборки пространства.
  • Есть еще один способ – полноблочный. В этом случае сборку моста крана полностью осуществляем на земле. Готовый мост крана поднимаем для установки на крановых путях. Этот способ может быть ограничен большой массой монтируемого крана или грузоподъемностью имеющейся подъемной техники.

После подготовительных работ и утверждения ППР согласовываем с склиентом смету работ и приступаем к производственному этапу. Он начинается с проверки комплектности оборудования. В результате хранения и транспортировки могут возникнуть дефекты, которые важно обнаружить сразу.

Преимущества крупноблочного монтажа очевидны: минимизация количества опасных операций по сборке на высоте, существенное ускорение процесса монтажа

2. Собираем полуфабрикат

Когда проект готов, принципиальные технологические решения приняты, оборудование доставлено, наступает самый сложный и ответственный этап – строительство крана. Это своеобразная игра в конструктор, которая начинается с соединения компонентов в блоки.

Как мы уже отметили выше, смысл укрупнения конструкций и механизмов крана заключается в том, чтобы выполнить максимальное количество работ в  безопасном нижнем положении.

В первую очередь собираем мост крана. Концевые балки в сборе с колесами выверяем по длине пролета крана, балансируем на на стеллажах и подводим в стыки с главными балками.

Главные и концевые балки фиксируют между собой накладками и болтами, выверяют и только после этого сваривают, фиксируют „чистыми“ болтами или заклепками

Если позволяет пространство и грузоподъемность кранов, используемых для монтажа, мост поднимаем целиком вместе с тележкой. Если же такой возможности нет — одним укрупненным блоком монтируем тележку и другим — кабину управления. При этом монтаж электрооборудования, приборов безопасности и других составных частей кабины крановщика, разумеется, осуществляем на нулевой отметке

После монтажа моста производим приварка площадок крана к накладкам, расположенным на нижних поясах концевых балок.

Проверяем и перепроверяем

Обязательным завершающим этапом монтажа мостового крана являются наладка и испытания, от которых зависят долговечность и безопасность эксплуатации подъемного оборудования. При выполнении наладочных работ важно соблюдать требования Правил Госгортехнадзора,«Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей (ПТБ)».

Начинается наладка с осмотра. Проверяем, есть ли смазка в редукторах, зубчатых муфтах, подшипниках и шарнирах. Осматриваем соединения, металлоконструкции крана, подкрановые и подтележечные пути, блокировочные устройства. Проверяем крепление кабины. Проводим обкатку механизмов передвижения крана, тележки и подъема вхолостую в каждую сторону.

Можно приступать к испытаниям. Сначала – без подачи напряжения. Потом — с подачей напряжения только в цепи управления, защиты и сигнализации. Производим измерение сопротивления изоляции вторичных цепей, прозванивание основных схем, комплексную проверку блокировок. Но главными показателями работоспособности являются статическая и динамическая грузоподъемность. Поэтому третий этап испытаний мостового крана включает подачу напряжения по постоянной схеме, прокрутку и испытание механизмов.

После тестирования всех рабочих органов всех механизмов кран должен быть подвергнут полному техническому освидетельствованию в соответствии с Правилами Ростехнадзора. Результаты окончательных испытаний оформляем соответствующими документами.

Проверка мостового крана важна не только для эксплуатирующей организации, но и для поставщика оборудования. Гарантийный срок на разные „весовые категории“ кранов составляет от одного до двух лет

4. Ставим на учет

Сдача в эксплуатацию смонтированного крана двухбалочного мостового и козлового с кабинами грузоподъемностью свыше 10 тонн разрешается только после регистрации в органах Ростехнадзора. Это отдельный многоступенчатый процесс, который регламентируют «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».

Прежде всего, чтобы поставить механизм на учет, необходимо первичное решение о пуске в работу, которое выдает специальная комиссия, в состав которой входит инспектор Ростехнадзора и ответственный за осуществление производственного контроля. Комиссия не только проводит техническое освидетельствование крана, но рассматривает и пакет документов:

  • разрешение на строительство объекта, где будет установлен кран;

  • паспорт крана;

  • сертификат соответствия крана и/или заключение экспертизы промышленной безопасности крана;

  • руководство по эксплуатации крана;

  • акт выполнения монтажных работ в соответствии с эксплуатационной документацией;

  • проект производства работ кранами и технологическую карту;

  • документы, подтверждающие соответствие строительных конструкций.

Когда акт пуска в работу крана подготовлен, начинается подготовка документов для регистрации:

  • заявление от эксплуатирующей организации;

  • паспорт грузоподъемного механизма (тали);

  • сертификат соответствия; протокол аттестации специалистов по промышленной безопасности;

  • документы подтверждающие право владения грузоподъемным механизмом.

Пакет документов подается в Ростехнадзор. Если все в порядке, через 14 дней крану присваивается уникальный регистрационный номер, который вносится в базу данных Ростехнадзора, и паспорт на кран.

Если у вас остались вопросы по монтажу мостовых кранов или постановке на учет, я с удовольствием отвечу на них в комментариях.

ЕВГЕНИЙ МАСКАЕВ

Эксперт в области машиностроения, промышленного оборудования, предприниматель и просто хороший человек.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *