Выбираем крановые тележки

Крановая тележка – обязательный компонент любого мостового или козлового крана. Что нужно знать при ее выборе, я расскажу в этой статье. 

Крановая тележка за счет механизмов подъема и перемещения поднимает, опускает груз и двигает его вдоль пролета крана.

Чаще всего грузовые крановые тележки поставляются вместе с грузоподъемным оборудованием. Но возможна их поставка отдельно от крана и изготовление по индивидуальным чертежам. Стоимость крановой тележки зависит от ее технических параметров: чем сложнее исполнение, тем она дороже.

Строение тележки

Конструкция крановой тележки включает раму, в нижней части которой находятся направляющие блоки грузового каната, а в верхней – опорные ролики (катки). С помощью мотор-редукторов и двухребордных колес тележка двигается по пролетной балке крана.

У двубалочных кранов тележки перемещаются по рельсам на верхних поясах главных балок.

Параметры крановой тележки зависят от грузоподъемности крана и устройства его пролета

Устройство ходовой части тележки зависит от грузоподъемности крана. Для кранов общего назначения грузоподъемностью до 50 т ходовую часть крановых тележек оснащают четырьмя ходовыми колесами. У кранов грузоподъемностью 50-80 т ходовая часть делается с помощью балансирных тележек и содержит не менее восьми связанных попарно опорных катков. А у кранов грузоподъемностью 160 т и более – шестнадцать. Реборды или направляющие ролики предотвращают перекос тележки.

По ГОСТ 14959-79 ходовые колеса крановых тележек делают из штампованных или цельнокатаных заготовок из стали 75, 65Г.

Рама тележки представляет собой жесткую сварную стальную конструкцию из листов или швеллеров и уголков. Гнутые профили применяют для значительного усиления жесткости тележки без увеличения ее массы. В редких случаях рама может быть литой.

На раме размещают один или два механизма подъема, механизм передвижения тележки, устройства безопасности для них и, в зависимости от способа электроснабжения тележки, токосъемник или поводок для кареток.

Колея тележки зависит от длины барабана механизма подъема груза. У кранов малой грузоподъемности она составляет 1,4 м, 2 м и 2,5 м.

Механизмы подъема и передвижения

На крановую тележку при необходимости можно установить два механизма подъема – главный и вспомогательный. В крайне редких случаях таких механизмов может быть три.

От грузоподъемности главного подъемного механизма будет зависеть грузоподъемность крана в целом. Грузоподъемность вспомогательного механизма для кранов среднего режима по правилам должна быть меньше номинальной в 3-5 раз, а для кранов тяжелого режима – в 4-10 раз.

И главный, и вспомогательный механизмы подъема состоят из:

  • электродвигателя;

  • барабана;

  • конечного выключателя;

  • редуктора.

При размещении механизмов на раме крановой тележки нагрузка на все ходовые колеса должна быть одинаковой. Для этого в механизмах подъема используются барабаны с двумя нарезками разных направлений и сдвоенные полиспасты.

Главный подъемный механизм крановой тележки определяет грузоподъемность крана в целом

При применении двух механизмов подъема главный механизм нужно размещать так, чтобы нагрузка на приводные колеса была больше, чем на неприводные.

Механизм передвижения крановой тележки включает редуктор и по паре ведущих и ведомых колес. Передвижение крановой тележки ограничивается с помощью специальных устройств безопасности.

Выкатные буксы механизма передвижения крепятся на платиках к раме тележки. Они должны быть хорошо обработаны после приварки. В противном случае это приведет к неточной установке ходовых колес на раме тележки и быстрому их износу.

Устройства безопасности

Крановые тележки изготавливаются в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов и ГОСТ 27584.

На механизмы подъема и перемещения крановых тележек обязательно устанавливаются устройства безопасности. К ним относятся ограничители высоты подъема, ограничитель на опускание груза и ограничитель грузоподъемности механизма подъема, специальные линейки и буферы для механизма передвижения.

По ГОСТ 7075-80 механизм подъема крана обязательно снабжается грузовым тормозом. Ограничители грузоподъемности автоматически отключают механизм подъема тележки, когда вес груза превышает номинальную грузоподъемность крана на 10%. Для этого на тележке дополнительно устанавливают устройства для измерения массы.

Высота подъема крюка ограничивается устройством из системы рычагов. Когда крюк поднимется в крайнее положение, устройство автоматически отключит механизм.

Механизмы подъема и перемещения крановых тележек обязательно снабжают устройствами безопасности

Передвижение крановой тележки ограничивается с помощью специальной линейки и конечных выключателей. Выключатели устанавливают на мосту крана в крайнем положении тележки, если ее скорость выше 32 м/с.

При соприкосновении с ними линейки на тележке происходит разрыв электроцепи, и передвижной механизм автоматически отключается. Установку на мостовом кране тупиковых упоров крайних положений грузовой тележки также регламентирует ГОСТ 7075-80.

На тележку дополнительно устанавливаются буферы – на случай, если конечные выключатели на мосту по какой-то причине не сработают.

Прочную фиксацию тележки на кране обеспечивают противоугонные устройства. От выпадения грузового каната тележку предохраняют блочные ограждения на раме.

По требованиям безопасности на крановой тележке обязательно устанавливают перила для безопасного ремонта и осмотра ее механизмов.

Если кран управляется выносным пультом, для безопасности скорость передвижения крановой тележки снижается до 0,2-0,5 м/с.

На что обратить внимание

При выборе крановой тележки важно определиться со скоростью подъема и опускания груза и скоростью перемещения самой тележки. От этого будет зависеть тип и мощность двигателей механизмов подъема и перемещения тележки.

При модернизации старого крана также важно учитывать расстояние между буферами и резиновыми отбойниками, в которые по своему ходу упирается крановая тележка.

Чтобы правильно подобрать параметры крановой тележки, все эти моменты нужно указать в опросном листе продавца.

Если у вас есть дополнительные вопросы по выбору и устройству крановых тележек, я с радостью отвечу на них в комментариях под этой статьей.

ЕВГЕНИЙ МАСКАЕВ

Эксперт в области машиностроения, промышленного оборудования, предприниматель и просто хороший человек.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *