Напольные рельсовые тележки нужны для перемещения габаритных и тяжелых грузов внутри производственных помещений или между цехами. Они используются как часть конвейерной линии или как отдельное оборудование. И удобны там, где невозможно использовать козловой или мостовой кран.
Как выбрать рельсовую тележку
Рельсовые тележки еще называют передаточными, транспортировочными, грузовыми или цеховыми (межцеховыми).
Прежде чем выбирать, определите:
- для каких целей и как часто тележка будет работать;
- какого веса и габаритов груз;
- в каких условиях его перевозить;
- на какое расстояние тележка будет перемещаться.
Об этих параметрах я расскажу вам ниже.
Габариты и колея
Рельсовые тележки отличаются грузоподъемностью и габаритами. Тип груза (трубы, металлопрокат, металлические листы или насыпные грузы) влияет на ширину и длину тележки.
При перевозке труб делают широкую платформу с кониками – металлические стойки позволяют выкладывать на тележке друг на друга до 10-15 труб разных диаметров. Высота груза при этом достигает трех метров. В длину такие тележки могут быть 12 метров и больше.
Для перевозки листового проката обычно используются шестиметровые тележки. На небольших платформах перевозят насыпные грузы и скрученный в рулоны листовой металл.
Рельсовые тележки перемещают груз там, где невозможно использовать кран
Важна и ширина колеи рельсового пути. Стандартные тележки делают под железнодорожную колею шириной 1,52 м. Но она может варьироваться. Ширину колеи вычисляют по осям головок рельсов. Если груз уложен на платформу тележки неравномерно, то при меньшей ширине колеи повышается риск ее опрокидывания.
Режим работы
Частота использования рельсовых тележек и класс нагружения влияют на режим работы. Здесь, как и у козлового крана, – чем чаще используется тележка и чем выше номинальный груз, тем тяжелее ее режим.
Режимы работы рельсовых тележек делятся на: легкий (3К), средний (5К) и тяжелый (7К).
Климат и исполнение
Окружающая обстановка влияет на тип исполнения тележки. Для транспортировки груза только внутри цеха подойдет рельсовая тележка общепромышленного исполнения категории У3.
Рельсовые тележки категории У2 работают под навесом при температуре окружающей среды от -20 до +40 оС. Если предстоит работа на улице, необходима тележка специального климатического исполнения категории У1.
Там, где возможен контакт с взрывоопасными или пожароопасными материалами, используют взрывобезопасные и пожаробезопасные тележки. На них отсутствует электрооборудование, а детали защищены от перегрева и воспламенения.
Механизм передвижения
По механизму передвижения рельсовые тележки делятся на оснащенные приводными колесами и с приводом от стационарной лебедки. Лебедка подходит для работы в пожароопасных и взрывоопасных условиях, так как на тележке нет электротока. Такие тележки перемещаются по рельсам на расстояние до 500 метров.
Чаще на производствах применяют грузовые тележки с мотор-редукторами. Они надежные, прочные, просты в управлении и обслуживании и имеют высокую грузоподъемность. Также мотор-редукторы снижают затраты на обслуживание – замена масла у них производится после выработки не менее 3000 моточасов.
В России для экономии используют и самоходные (холостые) тележки, которые толкают вручную. Они дешевле, но позволяют перевозить небольшие грузы – весом в 1-5 тонн.
Подача питания
Подача питания к рельсовой тележке возможна через кабельный канал, кабельный барабан, а в случае с лебедкой – через бесконечный трос. При этом чем прогрессивнее оборудование, тем легче эксплуатация.
Кабельный барабан контролирует наматывание троса и безопаснее в использовании. Он применяется при длине пути до 100 метров. Если путь больше – применяют троллейный токопровод.
Укладка кабеля в канал дешевле. Но при этом высока вероятность его обрыва.
Тросовый способ передачи сложный и требует обустройства оборудования в полу. Это предполагает дополнительную подготовку, что не всегда возможно в уже готовом цеху. Поэтому продумать, каким образом закладывать такое оборудование, следует еще до строительства цеха.
Управление и скорость
Управление рельсовой тележкой возможно с помощью кнопочного пульта на токопроводе, стационарного поста управления или радиоуправления.
Кнопочный пост на тележке удобен при транспортировке листового металла. Он позволяет оператору встать на рельсовую тележку и перемещаться вместе с грузом.
Радиоуправление применяется при перемещении высоких грузов. Как пример – труб. В этом случае оператор может не находиться рядом с грузом.
Скорость тележки зависит от веса груза, производительности оборудования и способа управления. Тележка с кнопочным пультом по правилам не должна быть быстрее пешехода.
Что влияет на цену
Чем больше грузоподъемность и режим нагружения тележки, тем она дороже. Часто производство тележки удорожается за счет «классической схемы исполнения» – когда при тяжелом режиме нагружения тележки привод на колесо передают отдельно двигатель и редуктор. Такая тележка больше в размерах и тяжелее.
Грузоподъемность и режим нагружения влияют на цену тележки
Продуктивнее использовать мотор-редукторы, которые подают движение на колесо напрямую через вал. Применение частотного преобразователя на мотор-редуктор улучшает плавность хода тележки. Благодаря этому двигатель работает дольше и надежнее. Российские приводы не уступают импортным по надежности и долговечности, но дешевле зарубежный аналогов.
Сложность конструкции также увеличивает стоимость тележки. Если заказчику нужен индивидуальный проект, особые крепежи, детали и обвесы, стоимость такой тележки возрастет.
Монтаж и обслуживание
Напольная тележка не требует специальных навыков монтажа. Ее достаточно поставить на пути, подать питание – и она поедет. Смонтировать ее можно самостоятельно. Спецбригада для этого не нужна.
При покупке рельсовой тележки обращайте внимание на техническое обслуживание мотор-редукторов. Это подтяжка болтовых соединений и диагностика работы двигателей.
Это краткое описание особенностей грузовых тележек. Детально разобраться в том, какая именно тележка потребуется для вашей работы, поможет опросный лист продавца. Буду рад вашим замечаниям и вопросам.
ЕВГЕНИЙ МАСКАЕВ
Эксперт в области машиностроения, промышленного оборудования, предприниматель и просто хороший человек.