В последнее время с российского рынка ушли все поставщики комплектующих, кроме России и Китая. Крупные предприятия, которые закупали хорошее качественное германское оборудование, сейчас страдают. К примеру, с рынка пропала продукция Danfoss, моторедукторы. Покупатели сейчас занимаются импортозамещением, ищут какой продукцией можно заменить. Недавно был германский кабельный барабан SWF — поступают запросы на изготовление аналогов на основании технического паспорта изделия.
Китайские производители выходят на рынок России. Если сравнивать продукцию по кранам, то основной показатель — качество используемого металла. У китайских производителей он значительно хуже. У них нет таких изготовителей металлопроката. В России качество металлопроката лучше, чем в Китае. Помимо непосредственно качества, есть и другие факторы. Так, китайские производители коэффициент прочности закладывают намного меньше при расчетах, нежели российские. Электропроводка также недостаточно высокого качества, как, впрочем, и все остальные комплектующие китайского производства.
Есть и более весомые доводы. Так, недавно с рынка ушли производители талей — немецкие, чешские. Болгарские тали заметно подорожали. Некоторые покупатели, которые хотят сэкономить, готовы купить китайские тали в составе крана. Есть такая возможность — китайские тали присутствуют на рынке в большом количестве. Однако те же болгарские монтируются достаточно быстро и надежно, с гарантией не менее 5 лет, а с китайскими все сложнее. Недавно пришлось столкнуться с тем, что китайские тали были поставлены без смазки. Если заказчик своевременно не озаботиться вопросом и не зальет масло в планетарный редуктор, в редуктор тележки, то через полгода или три месяца эксплуатации таль придет в негодность. Поэтому при формировании бюджета следует это учитывать и проверять китайскую продукцию, в частности смазочную жидкость.
Если же говорить о механической и электрической частях — у китайских производителей также наблюдаются проблемы. Механическая часть крана сильно отстает. Что же касается электроники — тут привычная ситуация. Поскольку они мировые производители электроники, то оборудование, которое используется на российских кранах, практически целиком китайского происхождения. Но если ранее была возможность ставить фирменные качественные частотники — Danfoss, Schneider, Vacon, то теперь этого нет. Это всё немецкие, финские, шведские производители, которые ушли с рынка. Остались только китайские.
Но, действительно, качество китайских частотных преобразователей, оно хорошее. Электроника, все контакторы, реле, пульты — уже много лет устанавливаются китайского производства. Радиопульты могут встречаться тайваньские. По электронике нареканий нет. Тут только механическая часть и сборка электроники. К сожалению, очень часто возникают вопросы к качеству сборки.
Китайская электроника есть разного уровня. В частности, есть серийное производство, которое давно работает и проверено качеством. Но есть вероятность приобрести и продукцию несерийного производства, которая довольно быстро сгорает, и найти адекватную замену проблематично.
Ситуация на рынке труда
В связи с уходом большого количества поставщиков с рынка возникли и проблемы на рынке труда. В первую очередь это коснулось предприятия со слабым производством и низким уровнем заработной платы. Такой производитель может удержать одного человека, но не бригаду из 30 опытных человек. Люди ушли, в составе не осталось опытных специалистов. Если появляются редкие заказы, то специалистов нет. Это отражается на качестве.
У крупных стабильных предприятий постоянные заказы, кадровый состав всегда один и то же, опытный. Невозможно найти на рынке человека, который пришел на производство — и он всё умеет. Всех людей, которые приходят, нужно обучать. В процессе обучения они всегда делают ошибки, которые влияют на качество продукции. Поэтому важно, что у крупных предприятий коллектив один и то же, монтажники одни и те же. Поэтому качество продукции, качество монтажа всегда соответствует нормам. Производятся работы под ключ.
В регионах ситуация различна. Например, в Челябинске однозначно нехватка кадров. Постоянно идет набор токарей, сварщиков. Везде требуются сотрудники. Крупные предприятия не могут набрать людей. Срываются сроки запуска нового производства именно из-за нехватки людей, несмотря на активную рекламную компанию.
К сожалению, тут объединены несколько факторов, и не последний из них — бегство квалифицированных рабочих в регионы с более высокой заработной платой или с более мягким климатом. Это и вызывает нехватку специалистов на предприятиях региона.
Крупные предприятия выход из ситуации нашли в обучении собственных специалистов. Такой процесс идет достаточно стабильно. Конкретный период подготовки зависит как от стартового уровня учащихся, так и от их собственных способностей и мотивации. В первую очередь, идет обучение, чтение чертежей, чтение регламентирующих документов. Успешное обучение гарантирует трудоустройство.
Заказчик покупает не металл, а опыт производителя
Выбирая качественную продукцию, заказчик уже давно не ориентируется на низкие цены. Заказчик покупает не какой-то металл, или какую-то металлоконструкцию, или даже не кран. Он приобретает опыт перевозки, опыт монтажа, опыт покраски, опыт изготовления, который осваивается годами. Есть низкая цена, есть средняя цена, есть очень высокая цена.
Есть низкая цена. Есть производители, которые не занимаются маркетингом, брендингом, не делают наклейки, не делают логотипы, не заботятся об узнаваемости своей продукции. Не заботятся и о том, чтобы у заказчика изначально был сформирован полный пакет документов касательно конкретного продукта. Однако таким моментам обязательно уделяют внимание крупные предприятия.
Низкая цена означает маленький опыт. Недостаточно оформить заказ на одну определенную деталь — необходимо заранее предусмотреть все логистические моменты, с этой деталью связанные. Ведь, помимо непосредственно производства, компания обязана обеспечить адекватную доставку продукции заказчику. А это может быть и довольно дальний маршрут — на Дальний Восток, в Якутию, на Сахалин, Камчатку. Например, на остров Сахалин доставка возможна только паромами. Там есть ограничение длины всей машины с грузом, и это непременно нужно учитывать уже при заключении договора о производстве.
Есть и другая сторона медали — очень дорогие производства, с очень высокой ценой за продукцию. Тут перегиб в другую сторону. Такая высокая стоимость может зависеть от разных факторов, в первую очередь — от раздутого штата, высокого уровня заработных плат и премиальных у руководства, включения в стоимость сторонних расходов.
Работать удобнее всего с представителями “золотой середины”. Это компании средней величины, которые не стремятся ни слишком занизить стоимость продукции, сэкономив на критически важных вещах, ни завысить ее. Они стараются адекватно оценивать свой труд — и выполнять свою работу соответственно.
Когда заказчик покупает продукцию и видит, что есть очень высокая цена, очень низкая цена, и есть средняя цена, он должен понимать, что он покупает не просто металлоконструкцию крана, он покупает опыт, который очень тяжело оценить.
Это можно сравнить с машиной. Если человек не понимает, как заменить задние колодки тормозов у автомобиля новой марки, где стоит электронный стояночный тормоз, он должен будет искать информацию в интернете. Там есть правильная информация, а есть неправильная информация. Есть самоучки, которые берут недорого — но и работу выполняют некачественно, зачастую ремонтируя одну деталь за счет ухудшения эффективности работы другой. Очень часто тот, кто хочет сэкономить — вынужден в итоге платить в несколько раз больше. Если нет опыта, нужно довериться профессионалам. Профессионалы всегда сделают лучше, чем те, кто этим не занимается.
Крупные авторитетные производители предлагают не просто производство одной детали или одного продукта — это целый комплекс услуг. Он включает изготовление, доставку, монтаж, испытание крана грузами. Вплоть до того, для установки продукта предоставляется троллейный токоподвод в цех, чтобы подставить под крановые пути, по которым краны ездят.
Мелкие предприятия зачастую вынуждены экономить на обслуживании. Они, в лучшем случае, могут действительно произвести требуемый продукт неплохого качества. Однако они не могут гарантировать ни срок его функционирования, ни проведение гарантийного ремонта, ни постгарантийного обслуживания. Зачастую в стоимость товара не заложены подобные услуги, что дает возможность существенно ее снизить — но такой шаг в дальнейшем приведет к повышенным расходам в процессе эксплуатации механизма.
Когда заказчик задает вопрос: «А почему так дорого?», у проверенных брендов всегда есть ответ: «Потому что у нас есть большой опыт в изготовлении, доставке и монтаже кранов под ключ». Большой опыт — поэтому критические ошибки исключены.
Есть достаточно крупные производители, у которых в штате своих монтажных организаций нет, они нанимают их как субподрядчиков. Тут есть свои нюансы. Они не специализируются на монтаже конкретных кранов именно этого производителя. Поэтому они не могут гарантировать идеальное качество сборки. Иногда недопонимание между производителем и монтажниками может привести к проблемам с установкой и функционированием готового продукта. У действительно ответственных компаний монтажники входят в состав рабочих, которые изготавливают продукцию, участвуют в процессе изготовления. Это тоже очень важно — они отлично знают каждый нюанс готового изделия.
Кроме того, на таких предприятиях наработан большой опыт в организации дальнейшей логистики, в частности, проработаны оптимальные маршруты и условия доставки.
Бренд производителя
Бренд — это, с одной стороны, узнаваемость производителя, с другой стороны, это знак качества.
Зачем крупным производителям нужен бренд? Бренд нужен, чтобы к ним заказчики обращались снова и снова. Так оно и есть, и более того — заказчики рекомендуют тот бренд, работа с которым была наиболее комфортной. У таких компаний очень обширный референт-лист. Они могут предоставить контакты покупателей, которые дадут рекомендацию. Заказчик может позвонить, съездить, посмотреть, пообщаться: как ведет себя продукция, как она была смонтирована. Тему брендирования крупных производителей необходимо развивать, это действительно важно для формирования адекватного рынка подобной продукции.
Заказчики рекомендуют бренд свои партнерам. Они видят кран с определенным знаком, брендом: что за фирма, где находится. Начинают узнавать, интересоваться отзывами. Когда получают положительный отзыв, они к этому бренду сразу обращаются. Когда на продукции нет никакого бренда, заказчик не поинтересуется. В государственном секторе активнее всего работает такой маркетинговый инструмент, как сарафанное радио. Компании рекомендуют, потому что у них есть бренд, который подтверждает качество продукции из года в год.
В дополнение к репутации у крупных брендов есть соответствующие сертификаты на продукцию. Кроме того, они стараются принимать участие в различных тематических выставках, в частности, в «КранЭкспо». В производственной сфере такие выставки зачастую не дают результатов — они не помогают увеличить загрузку предприятия заказами, поэтому многие компании со временем прекращают принимать в них участие. Однако это может работать на репутацию и формирование узнаваемости бренда, и принести заметные результаты в дальнейшем. Зачастую это не о моментальном результате — скорее, о работе на годы.
В последнее время актуальным стало заочное участие, в частности, публикация данных о предприятии в каталогах. Это тоже может быть вкладом в формирование бренда.
Крупные предприятия заботятся о своем имени. На продукцию наклейки, таблички наносятся. Вместе с продукцией заказчик получает в обязательном порядке целую пачку документации. Вместе с паспортом крана — паспорта редукторов, частотников, радиоуправления, шкафов. Вся эта пачка собирается, укладывается в брендовую папку и передается вместе с продукцией заказчику. Формируется полный комплект документов, которые в дальнейшем могут понадобиться владельцу в процессе эксплуатации механизмов.
Уведомление: Как купить премиальное качество по средней цене? — Покупайте не кран, а опыт производителя. | Уралкомплект